Персоны в мире азарта

Блез Паскаль и его интерес к азартным играм

Великий француз Блез Паскаль, живший в 17 веке, увлекался не только математикой, физикой, философией и литературой. Один из периодов своей жизни он обратил внимание на азартные игры и решил некоторые задачи, возникающие в ходе игры.

Блез Паскаль и математический анализ азартных игр

Первая из таких задач, решенных Паскалем, относилась к игре в кости: им было высчитано такое количество бросков двух игральных костей, которое в итоге дает превышение вероятности выигрыша над проигрышем. Попытки математического анализа азартных игр («кости», «орел и решка») делались и до Паскаля. Не буду углубляться в математические понятия и термины, но скажу то, что исследования Паскалем прогнозирования выигрыша в игре в кости стали первыми в разделе математики, которая изучает закономерности случайных явлений — в теории вероятностей.

Вторая из игровых задач была решена Паскалем параллельно с Пьером Ферма. Ее еще в 15 веке пытался решить другой математик — Лука Пачоли. Речь идет о прерванной серии партий и о распределении в ней ставок между игроками. Работая друг от друга независимо, лишь ведя переписку, Паскаль и Ферма заложили основы теории вероятности, придя к таким понятиям в теории вероятности, как математическое ожидание, теорема сложения, теорема умножения вероятностей, которые также имеют применение в расчетах вероятности выигрыша в рулетке.

Решение задач, возникающих при некоторых игровых условиях, были описаны Паскалем в работах «Трактат об арифметическом треугольнике» и «Математика случая».

В конце жизни Паскаль вновь обратился к математическому анализу азартных игр. Он рассчитал вероятность выигрыша в игре с тридцатью шестью числами (в некоторых источниках упоминается, что эта была игра лото с 36 номерами). И из решения этой задачи возникла идея новой азартной игры — рулетки.

Блез Паскаль и устройство для генерации чисел

Есть также теория, которая приписывает Паскалю не только расчеты вероятности выигрыша для 36 чисел (от 1 до 36), но и создание самого атрибута рулетки — горизонтально вращающееся на центральной оси колесо, разделенное на 36 секторов. Очевидно, что ученый не ставил перед собой задачу по созданию новой азартной игры. Колесо это было устройством для исследования в математике (для генерации случайных чисел). Идеально сбалансированное колесо (будем точны — колесико) вращалось с легкостью вокруг оси и останавливалось. Один из периодов жизни Паскаля был наполнен светской жизнью, он увлекался азартными играми, общался с людьми более азартными, чем он сам. И вероятно, что рулетка, ставшая ненужной Паскалю после решения задачи, обрела новую жизнь, став развлечением среди его знакомых — дворовой знати. Оно было дополнено катящимся по нему в противоположную вращению сторону шариком. И если это так, то именно в середине 17 века появилась французская рулетка, цель игры на которой стало угадать номер, на котором остановится шарик.

Блез Паскаль и рулетка для монахов

Известна и такая история, что первую рулетку Паскаль придумал и создал в 1665 году не случайно, а для монахов в мужском монастыре (и такое можно найти на просторах интернета), чтобы скрасить их затворническую жизнь развлечением. Полагаю, эта легенда не столь интересна. Хотя биографы Паскаля подтверждают, что последние годы жизни ученый жил в монастыре.

Блез Паскаль и устройство бесконечного движения

Другой миф о возникновения рулетки часто мелькающих в статьях в Интернете, связан с Паскалем и его увлечением устройствами бесконечного движение (проще говоря с изобретением вечного двигателя — лат. Perpetuum Mobile). Очевидно, предполагается, что Паскаль, разрабатывая вечный двигатель на основе колеса (фр. La roulette), случайно разработал систему игры в рулетку. Но тут многие могут не согласиться. Нет достаточно ясных упоминаний современников Паскаля о том, что он занимался механикой, кроме его первого и пожалуй единственного механического изобретения — суммирующей машины «паскалины». Перечитав несколько книг о биографии Паскаля, Вы ни в одной не найдете упоминаний о том, что Паскаль пытался создать вечный двигатель. Тогда как статьи об истории рулетки пестрят такими фразами. Но чему Вы больше поверите?

К 17 веку многократные эксперименты уже подтверждали невозможность создания устройства, которое способно было бы бесконечно совершать работу без затрат энергии, т.е. вечный двигатель первого рода. Многие естествоиспытатели уже к 15 веку сформулировали принцип, что создать вечный двигатель невозможно. Это были Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Симон Стевин. А в 1851 году Уильям Томпсон подтвердил принцип невозможности создания машины, которая запущенная превращала бы в работу тепло из окружения, т.е. вечный двигатель второго рода . Первые проекты механического перпетуум мобиле в Европе пришлись на 13 век, а пик их создания пришелся на период с 16 по 17 века. Вряд ли Паскаль занимался очевидно невозможными задачами, и поэтому мы не находим в биографии Паскаля подтверждений теории создания рулетки Паскалем после экспериментов с созданием механического устройства из оси и колеса способного вращаться, пренебрегая силой трения. Фразам в статьях об истории рулетки о том, что Паскаль вплотную занимался созданием вечного двигателя, не верьте.